Мой Пастернак

МОЙ ПАТЕРНАК

 392_300_14952_pasterbigjpgПастернак – великий поэт. Я просто читатель. Поэт жив, пока у него есть читатели. Свои читатели. Пастернак стал моим не сразу. Сперва были Маяковский, битлы, русский рок: БГ, «Машина времени», Цой, а из классиков – Лермонтов и Достоевский. Оно и понятно. Энергетика протеста. Страсти, подростковая ненависть к «карте будня».

Пастернак прежних «моих» не отменил, а лишь потеснил. Пастернак научил меня многому. Предвижу возражения: художественная литература никого ничему не учит, поэт не учитель. Согласен. Но именно поэтому от его уроков не отмахнуться. Мариэтта Шагинян когда-то написала книгу «Четыре урока у Ленина». Это были уроки политические, осмысливающие и освещающие жизнь. Однако поэтика старше политики. И круче. Итак, 4 урока у Пастернака, помогающие осмыслить и осветить жизнь.

Первый урок «Быть знаменитым некрасиво»
Как так? Парадокс? Ложные скромничание? Вовсе не скромничание, а высшее честолюбие. Отмечая юбилей поэта, хорошо бы вспомнить, что Борис Леонидович терпеть не мог юбилеев. Бежал всяких официозных словословий. Литературных и прочих парадо и манифестаций. Поэт не икона, не звезда эстрады, не образец для подражания. Он чаще всего сам не ведает что творит. Однако при этом его цель – «привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов». Все остальное – химера, суета, лажа. Подтверждение тому – вся жизнь поэта.

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

…………………………

Но надо жить без самозванства,
Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.      

Второй урок «Во всем мне хочется дойти до самой сути»
А в чем суть то? Да и может ли смертный человек ее знать? А поэт? А в минуту озарения? Пастернак не дает ответа. Искусство вообще не дает ответов. Только ставит вопросы. Со всей мыслимой и не мыслимой страстью.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья. О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях. Я вывел бы ее закон,
Ее начало,И повторял ее имен
Инициалы.
Страсть властвует над миром, ее имя – поэзия.
Достигнутого торжества
Игра и мука
Натянутая тетива
Тугого лука.Кто натягивает тетиву?
Что за лук? Читаешь, и блуждаешь в лесу ассоциаций.
Гадаешь. Может, это Амур (Купидон)
стреляет в сердце читателя, чтобы поразить его любовью.

Третий урок «Твори, твори, художник»
«Дело надо делать, господа. Дело делать» — говорит один из героев чеховского Дяди Вани. Каждый должен делать свое дело.  Жизнь – творчество.

Цель творчества самоотдача,А не шумиха, не успех.Позорно ничего не знача,Быть притчей на устах у всех. И надо оставлять пробелыВ судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчеркивая на полях. И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги, Как прячется в тумане местность, Когда в ней не видать ни зги. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать.

Не в этом ли секрет счастья? Имя Пастернака – мгновенный укол счастья. «Жизнь была хорошая. Я все сделал, что хотел» — сказал он за несколько дней до смерти. А последним его словом было: «рад». С этим и ушел. Все, что он написал, – кладовая счастья и милосердия: все наши ошибки просят в вечном мире, если мы, как моги, делали свое дело.

Четвертый урок – свобода, независимость, «всемирность» поэта
Вслед за Пушкиным, Пастернак провозгласил декларацию независимости художника. Поэт (и слышащий его читатель) «вечности заложник у времени в плену». Слово «поэзия» происходит от древнегреческого poico, что значит «делать, творить, производить». Это понятие не вмещается в рамки известных искусств и сегодня задает смысл будущему человечеству. Человек – творение творца. Он создан по его образу и подобию. То есть человек – метафора Бога. Он создает вещи, дает имена вещам, совершает открытия, обладает свободой воли. Он личность (лицо).

И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца.

Некоторые нынешние гуманитарии объявляют наше время «концом литературы». Но литература каждый раз находит для себя новые формы жизни за пределами книжных переплетов, переставая быть пленницей букв и рифм. Сегодня рождается новый транскультурный тип личности, которой тесно в рамках одной культуры, одного языка, одной специальности, одного государства. Эта личность независима от канонов, от отживших условностей, от всяких и разных царей. Это поэтическая творческая фигура. Можно сказать, доктор Живаго. Жизнь.

 Юрий Ратнер, руководитель
творческого объединения «Русская речь»

Rate this post