Короткие киновстречи 30-го «Кинотавра»

Завершился 30-й «Кинотавр». За три десятилетия главный российский кинофестиваль стал важным и любимым событием в жизни сочинцев и остается таковым до сих пор. За это время «Кинотавр» сменил курс от международного к отечественному кинематографу, стал уделять больше внимания дебютам и короткометражному кино, ведь именно в коротком метре может выразить себя начинающий автор без бюджета и протекции. На конкурс 2019 года было подано более 400 работ, к показу в Зимнем театре были отобраны 26. Участники сочинского киноклуба для старшеклассников и молодежи «Кислород» ЦДО «Хоста» уже по традиции отсмотрели все три конкурсных дня и выявили собственных победителей.

Эрик Шелудков, 13 лет:

— В этом году я впервые посетил фестиваль «Кинотавр» и посмотрел там девять короткометражных фильмов. Некоторые из них показались мне поверхностными и наивными, но в целом конкурс выглядел очень интересным. Рассказать хочу об одном из понравившихся мне фильмов, который выделяется небанальным юмором, умелым монтажом, неожиданным финалом. Это «Одна историческая ошибка» Михаила Местецкого.
Сюжет фильма параллельно показывает нам три взаимосвязанные истории. Первая — убийство Троцкого агентом НКВД Рамоном Меркадером в 1940 году в Мексике. Вторая и третья происходят в современной московской школе, где старшеклассник Юра помогает однокласснице Маше по истории, когда они как раз проходят убийство Троцкого. Но тут что-то пошло не так… Крайней, как всегда, оказывается классная руководительница ребят.
В финале фильма режиссер «сдвигает» повествование, переплетая три истории между собой, и нам остается только восхититься этим неожиданным ходом. Этой концовкой Местецкий, по моему мнению, намекает на то, что любая история зачастую рассказана неточно, с различными погрешностями и до конца узнать истину практически невозможно. Фильм цепляет не только юмором и неожиданным финалом. Образы и характеры персонажей здесь хорошо проработаны, что только способствует комедийному эффекту.

Диана Чуб, 16 лет:

— Из всех фильмов хочу выделить «Топливо». Фактически этот фильм можно отнести к немому кино. Сюжет данной кинокартины рассказывает нам о молодом парне, у которого закончилось топливо в тракторе. И теперь чтобы выжить ему предстоит найти новое горючее. События, которые происходят дальше, режиссер позволяет каждому зрителю интерпретировать по-своему, поэтому фильм может показаться триллером, а кому-то и философской притчей. От некоторых моментов могут пробежать мурашки по коже, и вообще фильм держит в напряжении. Смысл передается лишь через действия главного  героя, вот почему здесь так важна съемка. Ведь только благодаря музыкальному сопровождению и камере мы можем узнать целую историю, которая, мне кажется, не оставит никого равнодушным. И я очень рада, что именно этот фильм занял первое место. Ведь далеко не каждый режиссер сможет снять такую картину, которая ещё долгое время не покинет ваш разум.

Елена Ополева, 18 лет:
— Я уже второй год посещаю вместе с киноклубом короткий метр «Кинотавра», и этот конкурс не перестаёт меня удивлять. В этом году мое внимание привлекла короткометражка «Топливо» режиссера Михаила Архипова. Эта лента заслуженно и одержала победу.
Это история о человеке, который отправляется на поиски топлива для заглохшего трактора. Но как же заправить машину, когда кругом лишь бескрайняя пустота и сильный ветер? Может, самому его создать? Чтобы заправить машину, герою приходится самостоятельно понять, как добыть то самое топливо в найденной им заброшенной хижине. Ему предстоит окунуться в мир науки и понять, что стоит за всеми непонятными на первый взгляд рисунками, самостоятельно запустить механизм и найти общий язык с обитающим в этой местности грызуном. Не просто так, на мой взгляд, показывают чёрную крысу, она имеет множество символов: смерть, разрушение, жадность, но также она воплощение упорства, к слову, крысы очень живучие создания.
Не зря говорят, что увлечения могут поглотить человека полностью. Ведь как сказал А.И. Герцен: «Наука требует всего человека, без задних мыслей, с готовностью все отдать и в награду получить тяжелый крест трезвого знания». Но готовы ли люди к особенным знаниям? Явно, не ко всем. Напоследок скажу, что качество съемки и работа со звуком не оставит никого равнодушным. Советую к просмотру.

Валерия Козлова, 19 лет:

— Мне очень понравился короткий метр «Кинотавра». Каждая картина, которую я увидела, по-своему интересна. Каждый фильм несёт в себе смысл и души тех, кто принял участие в их создании. Кроме того, обычно я крайне редко смотрю русские фильмы. Но после «Кинотавра»,  поняла, что русское кино может быть хорошим.
Но рассказать хочу о фильмах, которые захватили меня своими сюжетами.  Фильм «Интервью» — трогательная и удивительная история девушки Сони и ее отца, знаменитого писателя детских сказок. Связь с отцом была потеряна еще в младенчестве. А мужчина вскоре создал новую семью и жил счастливо. По настоянию матери Соня решается на знакомство с ним, напросившись на интервью и используя своё положение в качестве студентки журфака. В конце концов, девушка завуалированно открыла свой секрет мужчине. История трогает, завораживает, от неё пробегают мурашки по коже. Вместе с Соней мы испытываем её эмоции, боль и досаду, волнуемся за героиню, за её судьбу.
В комедии «Болванка» девушка, чтобы привлечь внимание своего жениха, садится на вроде бы игрушечную мину, но тут срабатывает часовой механизм. Парень звонит матери-саперу, которая разбирается в обезвреживании бомб. Но по прибытию женщина не спешит помогать девушке, оценивая её как человека и как пару для своего любимого сына. В итоге мать решает не обезвреживать мину и собирается уйти, но тут потенциальная невестка берёт всё в свои руки и заставляет возможно будущую свекровь действовать по её указу. В итоге женщины – невеста,, волевая, умная, игривая, и мать, строгая и сильная — приходят к взаимопониманию. Довольно комично показан сын, который боится сделать что-то, что не понравится маме в военной форме. Отличный сценарий и прекрасная игра актёров заставили смеяться весь фильм.

 

Кирилл Бурлаков, 18 лет:

— В этом году фестиваль приятно обрадовал достатком хороших, глубоких или же просто веселых картин. Также, в отличие от предыдущего года, при выборе лучшей короткометражки мы с жюри, как оказалось, сошлись во мнениях. Я бы мог много хвалить хорошие работы, но подробнее остановлюсь на одной, которая вызвала во мне бурю удивления и возмущения одновременно. Это «Интервью» Ивана Соснина.  Главная героиня фильма — студентка журфака МГУ – спустя 20 лет решила познакомиться со своим отцом – детским писателем, автором книжки «Пчелка Жу», связь с которым была утеряна. Правдами и неправдами разыскав адрес отца под предлогом интервью для курсовой, она заявляется в его богатый загородный дом в день семейного тожества. На пороге девушку встречает миловидная блондинка, которая сразу же приглашает ее в дом. Мы видим залитую солнечным светом гостиную, уставленный яствами круглый обеденный стол, камин – идеальное пространство из голливудских фильмов или латиноамериканских сериалов. Далее следует само интервью, состоящее из хаотичных вопросов, а венцом беседы становится разговор о Папе-шмеле и Дочке-пчелке – альтер-эго героев, в котором они узнают истории друг друга и который, несмотря на всю драматичность ситуации, вызывает у зрителя искренний смех. Появляется желание куда-нибудь убежать, лишь бы перестать испытывать чувство неловкости. После окончания интервью героиня выбегает на улицу в слезах, и вроде бы создается ощущение законченности фильма, но тут зрителя добивает пафосная песня и неожиданный хэппи-энд в виде дописанной курсовой. По-моему, фильм  «Интервью» может представлять ценность лишь для целевой аудитории «Пчелки Жу».

Также мое внимание привлек короткометражный фильм «Топливо», коему дали главный приз. Даже на уровне ощущений он выгодно выделяется на фоне остальных виртуозно срежиссированными сценами, а ядром фильма является, конечно же, неоднозначный сюжет, на первый взгляд отражающий заглавие картины, но с глубокими подтекстами и поданный почти без единого слова.

Арина Скоробогатых, 19 лет, выпускница киноклуба:

— Я не первый раз на «Кинотавре» и могу сказать, что программа короткого метра, как обычно, была очень интересной. Больше всего мне запомнился фильм «Корова» Томы Селивановой. Очень современное кино,  сюжет которого плохо поддается пересказу. Это история о трех женщинах, трех поколениях одной семьи. Об их взаимоотношениях, каждодневной рутине и бытовых разговорах, которые составляют жизнь и, по сути, являются ее смыслом. Поначалу (наверное, из-за обилия в кадре икон и печальных российских многоэтажек) кажется, что сейчас будут читать мораль про то, как плохо жить в России и какие плохие здесь люди. Но кино оказывается сложнее. Фильму удается отказаться от какой-либо оценки, поучительной интонации и просто фиксировать реальность, причем очень точно. Во всяком случае, я узнала там многое, что вижу в жизни. Плюс здесь крайне убедительные актрисы и классные, почти сюрреалистические вставки с прорубью.

Еще понравилось «Сложноподчиненное» Олеси Яковлевой. Фильм про российскую провинцию и молодого столичного учителя, вынуждено туда переехавшего. Богемного вида молодой человек с серьгой в ухе на педагога вовсе не похож, а среди обшарпанных зданий и мальчиков в спортивках кажется какой-то аномалией, кем-то чужим городу и его жителям, но, тем не менее, там все (или почти все) в него отчаянно влюблены. В общем интересное и красивое кино на вечно актуальную в России тему — отношения центра и периферии.

Очень обрадовали две комедии. Первая — «Болванка» Никиты Власова с обаятельным Иваном Мулиным в главной роли. О том, что знакомство с мамой молодого человека может произойти при крайне необычных обстоятельствах, если эта мама — минёр. Вторая  — «Одна историческая ошибка» любимого кинотавринской публикой режиссера Местецкого про то, как старшеклассники изучают биографию Троцкого и что из этого получается.

Татьяна Уколова, руководитель киноклуба «Кислород»:

— В конкурсе юбилейного фестиваля участвовали стразу три победителя и призера прошлых лет – Михаил Местецкий, Вадим Валиуллин, Иван И. Твердовский. В их новых фильмах считывается уже сложившийся режиссерский почерк, все они интересны и хороши, однако, хочу выделить несколько других важных для меня киноработ. Прежде всего, это «Красиво жить» Ярослава Лебедева, снятая в стилистике финского классика Аки Каурисмяки. Предприимчивый рабочий завода и его товарищи, выбив денег у начальства, гуляют на всю получку как в последний раз. История о том, что любая, даже самая простая мечта прекрасна, рассказана трогательно, с явной симпатией к рабочему классу.

В кадре «@Жениха» Елизаветы Стишовой –  буколическая идиллия, чуть ли не лапотная Русь, однако герои пользуются ноутбуками, видеосвязью, а в сельпо рядом с консервами и хозяйственным мылом продается нижнее белье. Несмотря на обертку, кино оказывается удивительно современной историей про поиски любви в сетях интернета, страхи, стереотипы и победу над ними.

Побывавшее в Каннах двумя неделями ранее «Сложноподчиненное» Олеси Яковлевой напоминает отечественную версию «Учителя на замену» Тони Кэя.  Молодой учитель словесности Евгений Алексеевич из Петербурга словно в ссылку приезжает в русское захолустье сеять разумное, вечное. Эту роль исполняет харизматичный солист модной группы Shortparis Николай Комягин. По меткому замечанию начитанной ученицы, в городе царит передоновщина. Поселившись в типовой советской квартире с фотообоями, герой пытается дать бой царящим вокруг равнодушию и затхлости. Город отвечает взаимностью. В сюжете считываются аллюзии не только на Пушкина, Сологуба, но и, кажется, на всю русскую классику сразу. Недаром герой носит футболку с портретом скандального писателя Мисимы.

Победитель этого года «Топливо» — действительно мощное кино про сверхчеловека Ницше с потрясающей операторской работой и Никитой Кукушкиным в главной роли. Здесь можно разглядеть аллюзии на ученых и художников 1910-30-х годов, решивших, что могут стать равными богу.

 

Итоги конкурса «Кинотавр. Короткий метр» по версии киноклуба «Кислород»

Главный приз – «Топливо» (реж. Михаил Архипов)

Самый классный – «Одна историческая ошибка» (реж. Михаил Местецкий)

Самый дискуссионный – «Интервью» (реж. Иван Соснин)

Самый прикольный – «Выкупить за 60 секунд» (реж. Вадим Валиуллин)

Лучшая комедия  — «Болванка» (реж. Никита Власов)

 

5/5 - (2 голоса)