Итоги круглого стола «Социально-педагогическая поддержка семьи как субъекта образовательной политики: сущность, проблемы, перспективы»

В рамках программы социально-педагогического фестиваля «Образование будущего-2019», сотрудниками ЦДО «Хоста» был проведен круглый стол по теме «Социально-педагогическая поддержка семьи как субъекта образовательной политики: сущность, проблемы, перспективы» для педагогов дополнительного образования, социальных педагогов и психологов, школьных учителей, воспитателей дошкольных образовательных организаций и заместителей директоров по воспитательной работе

Основная цель мероприятия:  обсуждение проблем современной семьи в сфере воспитания и образования детей и выделение приоритетных направлений ее социально-педагогической поддержки.

В рамках реализации федеральной инновационной площадки инновационного образовательного проекта «Технология социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка и психолого-педагогические условия ее реализации в учреждении дополнительного образования детей» для педагогического сообщества города разработан и проведен круглый стол.

Цели данного мероприятия позволили раскрыть в полном объеме:

  • Проблемы семьи, связанные с воспитанием и образованием детей в современных социокультурных условиях г. Сочи и России.
  • Социально-педагогическая поддержка современной семьи как субъекта образовательной политики и особенности ее реализации во взаимодействии с ней различных образовательных организаций.
  • Затруднения и риски реализации инновационных программ социально-педагогической поддержки семьи в условиях образовательного пространства г. Сочи.

Игнатович Владлен Константинович, канд. пед. наук, доц. Кубанского государственного университета, методист ЦДО «Хоста» презентовал работу, проводимую в рамках реализации федеральной инновационной площадки. Представил данные социологического опроса на предмет решения проблем оказания наиболее необходимой и востребованной помощи семьям, воспитывающих детей разного возраста. Сравнил и проанализировал ответы родителей и специалистов образования.

Владлен Константинович охарактеризовал сегодняшнюю ситуацию, что еще не в полной мере освоены семьей ресурсы обеспечения успешного образовательного стартапа ребенка: то, что нет продуктивной детско-взрослой коммуникации, практически не используют совместную творческую деятельность детей и родителей, не организуются социокультурные практики с учетом возрастных особенностей для самостоятельного их освоения детьми.

Также обсудили проблемы современной семьи, которая испытывает трудности в обеспечении взаимодействия детей разного возраста в процессе закладывания основ самостоятельности ребенка в решении смысложизненных задач.

В ходе дискуссии и групповой работы пришли к общему мнению, что в условиях индивидуализации образования, которая является трендом современной государственной образовательной политики РФ, воспитательный потенциал семьи выступает значимым ресурсом запуска механизмов построения ребенком индивидуальной образовательной траектории. Необходимо разрабатывать и внедрять модель педагогически организованного взаимодействия семей, в которых воспитываются дети разного возраста, в процессе осуществления ими совместных творческих, социально ориентированных проектов. Совместная проектная деятельность детей разного возраста и взрослых людей (родителей и других членов семей) выступает при этом источником формирования базовых компетенций ребенка, необходимых ему для успешного проектирования индивидуальной образовательной траектории на последующих этапах образования и социализации (включая выбор будущей профессии).

Была презентована методическая сеть «Семья-старт» и предложены следующие формы взаимодействия ее участников:

— разработка и реализация собственных инновационных проектов в рамках общей концепции методической сети «Семья-старт»;

— проведение сетевых образовательных событий, включая семинары, вебинары, семейные «посиделки», конференции и пр.;

— подготовка коллективных публикаций.

Участники круглого стола обсудили и одобрили основные направления социально-педагогической поддержки семьи такие как:

  1. Помощь семье в освоении детско-родительских коммуникаций;
  2. Помощь и поддержка семьи в реализации детско-взрослых проектов в различных сферах деятельности;
  3. Помощь семье в ее становлении как целостного субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка.